Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
ГлавнаяПерсональный сайт учителя математики Петраченко Павла Михайловича
Эссе: «Я – учитель»
Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой. Светлов М. А. Эти слова принадлежат русскому советскому поэту Светлову Михаилу Аркадьевичу. В них он отражает глубокую мысль о роли учителя в жизни общества, равно как и каждого человека. Какие качества присущи каждому учителю, что движет каждым учителем работать непрерывно и день, и ночь с подрастающим поколением юнцов, которые делают порой неуверенные, но имеющие определенную цель шаги? В своей педагогической деятельности я часто задумываюсь над этими вопросами. К великому сожалению, роль педагога не всегда оценивается по достоинству. Я считаю, что каждый, кто работает с детьми, а самое главное - кому это нравится, «сгорает сам, но освещает путь другим». Настоящий учитель, по моему мнению, будет болеть и болеет всей душой за своих учеников, потому, что он их любит так, как это делают родители. Педагог не созидатель – а наставник, он не просто учитель – а товарищ, который знает все взлеты и падения каждого своего воспитанника. Я, как педагог, проживаю и переживаю с детьми ту маленькую для них, а зачастую, длинную школьную жизнь. С детства каждый из нас старается быть на кого-то похожим, копируя жесты, мимику, речь, а затем стиль и образ жизнь. Любая профессия или род деятельности – это, по сути, образ жизнь. Не стоит обособлять только профессию учителя – нет, каждая работа требует от нас определенный набор личных качеств. Чтобы кем-то стать, необходимо понимать, готов ли ты к этому. То, что учитель – это не профессия, а образ жизни, никаких сомнений вызывать не может. В каждом педагоге изначально закладывается эталон общества – морально устоявшихся привычек, манер поведения, человека образованного и разносторонне развитого, знающего, как правильно себя вести в коллективах с разным укладом жизни и стилем поведения, при этом, не уронив свой профессиональный стержень. Именно его, как многим из нашего окружения людей формируют родители, друзья, товарищи и, конечно, учителя. Так и я, ровно десять лет назад, решил для себя, что стану учителем. Да, наверное, этого и следовало ожидать – ведь в нашей семье уже сформировалась целая педагогическая династия. И самое интересное – все преподаватели математики. Сказано лукаво: «Если были бы упущены некоторые моменты…». Мне далеко не сразу хотелось становиться на место учителя и вести урок. С детства всегда уделял время точным наукам, любил что-то мастерить своими руками, а особенно выступать на публике. Нравился оживленный взгляд слушающей публики. Особенно нравилось отвечать на их вопросы. В ходе общения получался весьма оживленный диалог. Стоит отметить, что я долго спорил с родителями и учителями - педагогом я точно не стану. Тогда я грезил профессией механизатора или водителя рейсового автобуса. А что, здорово – весь день в дороге, весь день в пути, только ты и техника. Фактически каждое лето я был на полях, учился ездить на тракторах и комбайнах. Все было здорово, но чего-то не хватает… Со временем я понял, что не хватает общения. Да и когда в поле общаться, если работа зависит от погоды. Некогда! Работа механизатора важна и нужна, она чем-то схожа, по моему мнению, с профессией учителя. Как каждую весну механизатор сеет поле, все лето за ним ухаживает, а осенью собирает урожай, так и педагог бережно выращивает каждый росточек будущего общества. При выходе из школы каждый из воспитанников делает свой самостоятельный выбор: кто-то идет по дороге своих верных друзей, по совету родителей, родных и близких. Как же я, все-таки, пришел в профессию учителя? Без сомнений, каждый из нас хочет быть полезным обществу, стране. В этом и заключается суть полноценной и развитой личности. Не только родители, хотя и они сыграли не малую роль в моем профессиональном становлении, но и учителя уже в старших классах помогли мне раскрыть свой потенциал: доверяли читать доклады и наглядно показывать опыты. Так было на уроках физики, рассказывать по карте о странах и истории их возникновения – это география. Со временем меня это стало увлекать, и каждый рассказ становился все красочнее и интереснее, старался найти к каждому докладу несколько забавных фактов. Чем дальше, тем больше замечал – учитель уходит на второй план, а я фактически учитель, от меня зависит ход урока, который я делаю красочным и незабываемым. Это собственно и стало ключевой компонентой при выборе будущей профессии. Но вместе с тем, как и многих вчерашних выпускников школы, сегодняшних студентов меня беспокоил вопрос: ту ли я профессию выбрал? Однако, неоднократные педагогические практики на базе школ города Тобольска и Заводоуковска поставили на этом вопросе жирную точку. Однозначно буду учителем! На практике я и увидел эту профессию с другой стороны, приятно общаться со своими учителями как с коллегами, а особенный бонус для каждого начинающего педагога – это тот момент, когда учитель с многолетним опытом просит тебя о помощи. Это дорогого стоит. Самое приятное, что меня тогда удивило, – умение учителя признавать свои ошибки не только перед коллегами, но и перед детьми. И самое главное – мой барьер преодолен: я не боюсь осознавать свою неправоту. Согласитесь, хороший механизм для самореализации и работы над собой. Увы, студенческие годы прошли очень быстро, настали веселые рабочие будни - истинный путь в профессиональном развитии, первые трудности. Время заявить о себе! И с этим, как теперь подсказывает опыт, затягивать не стоит. Чтобы быть в школе не последним, как среди учителей, так и среди детей, необходимо работать над собой. Всегда интересен тот учитель, который много развивается. Да, это неотъемлемая часть нашей профессии. Удивил - значит победил. Так гласит народная мудрость, передающаяся из поколения в поколение. Так каким же должен быть учитель? Первое, на что стоит обратить внимание, так это на свою речь и манеры поведения. Дети, как губки, все хорошо впитывают в себя. Все наши жесты и фразы становятся любимыми у них. Важно уметь себя преподнести правильно, без лишней скромности, и пафос тоже приубавить. Детям нужен ориентир, ну и первое, на что дети обращают внимание, – это на учителя, как на личность. Поэтому, на мой взгляд, хороший учитель равен хорошему человеку. Главные доминанты в нем – это человеколюбие, справедливость, толерантность и бережное отношение к народному достоянию и окружающей природе. Как и было мной сказано ранее, человек с рождения представляет собой «чистый лист бумаги», на формирование его личности, особенности характера и манеры поведения оказывают влияние те обстоятельства, в которых ребенок растет и развивается. Считаю, что необходимо это учитывать для установления контакта с каждым обучающимся и донести эту парадигму: «Надо принимать человека таким, какой он есть», тем самым, воспитывая в учениках этические и моральные нормы общения и толерантное отношение к окружающим. На мой взгляд, воспитательный момент является фундаментом успешного обучения, процесс которого включает в себя несколько аспектов: -цели и ценности получаемых знаний; - системного подхода к профессии; - процесса получения знания; - результата деятельности. Без сомнений, перед тем, как преподнести знания ученикам, учитель ставит перед собой цель: выстроить диалог таким образом, чтобы стало понятно, зачем мы изучаем тот или иной учебный материал. Школа, равно как и школьные знания, являются универсальным ключом в жизни каждого человека. Поэтому стоит четко понимать, что каждая деятельность имеет четкую цель независимо от того, урок это или внеурочная деятельность. Каждый из воспитанников должен понимать ценность получаемых знаний, а самое главное, как эти знания можно в дальнейшем применить. В процессе получения знания, на мой взгляд, должно развиваться глобальное мышление. Под этим словом я понимаю не только проблему всего мира в какой-либо узкой предметной специальности, а проблему, касающуюся всех отраслей жизнедеятельности человеческого разума. Тем самым мы закладываем в каждого учащегося культурную, разностороннюю развитую личность. Результат любого обучения, опять же, не ограничивается заученным текстом, либо формулой. Полученные знания, умения и навыки – есть удочка, которой при выходе из школы каждый выпускник сможет успешно «добывать новую рыбу, хорошо ее приготовить и в дальнейшем прокормить себя». Образовательный процесс, как и воспитательный, не ограничиваются умением выучить наизусть учебный материал – добывать знания, пропуская их через себя – вот основная суть обучения. Роль каждого учителя в том и состоит, чтобы зажечь и открыть тот потенциал, что есть в каждом его ученике. Пожалуй, в этом и состоит прелесть педагога – умение видеть то, что дано порой не каждому. Это сложная работа не в плане большой загруженности физической, а моральной. Хороший педагог – это второй родитель, верный товарищ, знающий все промахи и удачи своего ученика. Такому типу учителя свойственны переживания за своих детей. Миссия любого педагога в том и заключается – открыть, вернее даже, зажечь ту искру в каждом ученике, учитывая его индивидуальные особенности, то, что сможет сделать его самим собой. А чтобы этого достичь, учитель сам, в первую очередь, должен уметь работать над собой, постоянно развиваться, стараясь быть ориентиром, образцом для подражания. Учитель – путеводитель сквозь дебри неизведанных знаний, именно он, как провидец, находит детям верный путь, помогает им быть самим собой, открыть в них то, что нам иногда не под силу. Так и мои учителя – наставники, воспитатели, кураторы, открыли десять лет назад во мне то, чего я не видел, может и отрицал. А сегодня не жалею и с гордостью теперь говорю – я учитель!
Учитель математики Петраченко Павел Михайлович |
Поиск
Календарь
Друзья сайта
|